Функционирование автомобильной АКБ базируется на принципе превращения энергии. Его суть очень проста – во время заряда аккумулятора электрическая энергия превращается в химическую, а в процессе разряда можно наблюдать противоположный процесс. Конструкция обычного автомобильного аккумулятора состоит из 6 элементов по 2В, поэтому на выходе получается 12 вольт.
Каждый отдельный элемент – это пластина из свинца, которая имеет решетчатый вид. Пластины покрыты активным веществом и находятся в кислотном электролите. Активными веществами таких аккумуляторных батарей, которые используются для осуществления процедуры формирования тока, являются: губчатый свинец на отрицательном электроде и двуокись свинца на положительном электроде; в качестве электролита выступает водный раствор серной кислоты, плотность которого равна 1,28 г/см3. Когда АКБ начинает испытывать определенную нагрузку, активные вещества на электродах вступают в реакцию с серной кислотой, то есть электролитом, что приводит к появлению электрического тока.
Такие преобразования происходят непрерывно, в результате чего наблюдается осаждение белого сульфата свинца, а также снижение показателей электролита. Эта особенность стала причиной того, что химические процессы, которые протекают в свинцовой АКБ, называют теорией двойной сульфитации. Как правило, в конце разряда происходит уменьшение плотности электролита до 1,09 г/см3.
Для восстановления работоспособности аккумулятора (в случае серьезного разряда), ток должен быть направлен в противоположную сторону. В результате этого происходит зарядка батареи, что восстанавливает её функцию.
Во время разрядки АКБ расходуется серная кислота и появляется вода (снижается плотность электролита), а вот во время зарядки все происходит совершенно по-другому, то есть растет плотность электролита и появляется дополнительная серная кислота, причем вода расходуется.
Во время зарядки очень важно контролировать количество воды в АКБ (это также актуально для летней поры), доливая при необходимости требуемый объем дистиллированной воды (если используется обслуживаемая батарея). Одна из главных трудностей, которую пытаются найти автомобильные инженеры, заключается в том, что АКБ очень негативно относится к повышенным температурам. В том случае, если температура достигает 100°С, электролит начинает кипеть. А всем известно, что именно такими являются условия в моторном отсеке автомобиля, где расположен аккумулятор.